Раздел для членов Рулакты

"Феминизм и ГВ- есть противоречие?" перевод Марии Кулешовой

Феминизм и грудное вскармливание – есть противоречие?
Автор: Леа Билик, IBCLC частная практика, Ла Лече лидер в Австрии, квалифицированная медсестра в Австрии, на момент написания президент профсоюза VIDA (Австрийский профсоюз транспорта и услуг)
Ежегодно, как раз к затишью, кто-то непременно публикует тему кормить или не
кормить грудью, как было недавно в венском еженедельнике «Falter» (12.08.2020,
выпуск 33/20) в колонке «Хватит это терпеть»
1, в которой автор обвиняет кормящих матерей в религиозности и жалуется, что грудное вскармливание вынуждает молодых матерей рисковать их здоровьем, страдать от боли и лишает независимости.
Грудное вскармливание и грудное молоко до сих пор предмет дискуссий в
обществе. Если вы посмотрите вокруг, окажется, что общество разделилось на два
лагеря: некоторые убеждены в важности грудного вскармливания для здоровья, экологии,
экономики и культуры, тогда как другие сомневаются в этом и описывают кормление
грудью как покушение на личную свободу матери или даже отца. Грудное молоко или
смесь – проблема, ставшая темой для горячих дебатов.
Я лично выросла на стыке двух сообществ, сформированных двумя национальностями и разными примерами для подражания. Это противоречие наложило
отпечаток на мое детство, юность, молодость и мое настоящее – я разрывалась между тем, что следует или должно делать женщине и моей собственной волей. Будучи ребенком, я была подвержена влиянию идеи, что женщина должна заниматься домашним хозяйством,
семьей и детьми, и что муж не будет принимать в этом участие, потому что он будет
зарабатывать деньги. Политика и политическая деятельность были вездесущими темами
моего детства – в моей семье, сформированной войной и военными преступлениями,
было много дискуссий о положении людей в зависимости от их пола, происхождения,
религии и социального статуса. Это произвело на меня неизгладимое впечатление и
пробудило интерес ко многим областям, включая права детей и женщин. Моя
профсоюзная деятельность, работа журналистом в ранние годы, опыт работы
консультантом по грудному вскармливанию и материнский опыт не позволяют мне
игнорировать статьи, подобные этой в журнале «Falter».
Как отметила Пейдж Холл Смит в статье 2008 года «Это и есть мое право?», грудное
вскармливание – проблема феминизма2. Совместимы ли вообще грудное вскармливание
и феминизм? Есть ли противоречие, если я феминистка и кормлю грудью своего ребенка?
Отбрасывает ли это меня обратно в каменный век, если я вскармливаю своего ребенка
естественным, физиологичным способом? Отказываюсь ли я от самоопределения,
заботясь о своих детях и семье или только о своем партнере?
Что такое на самом деле феминизм?
В немецком словаре Duden есть два определения феминизма3:
1. «Ответвление женского движения, которое, взяв за отправную точку потребности
женщин, стремится внести фундаментальные изменения в социальные нормы
(например, традиционное распределение ролей) и патриархальную культуру». Это
означает, что феминизм – политическое движение за изменения. У феминизма
множество граней, а не только один конкретный аспект – он гендерно-нейтрален,
поскольку влияет также и на мужчин.
2. Второе определение для данной статьи не подходит и приводится только для полноты:
словарь Duden определяет его как медицинский термин, означающий «наличие или
развитие женских половых признаков у мужчин».
Существует много разновидностей феминизма, но у всех у них есть одна общая
идея в качестве отправной точки – протест против идентификации женщин как подчиненной по отношению к мужчинам группы4. Следовательно, не значит ли это, что феминизм – это делать так, как мне комфортно, будучи мужчиной или женщиной, вне зависимости от гендерной роли, навязанной социумом? Основная идея здесь, скорее всего, - собственное благополучие, самоидентификация, что помогает мне, как человеку, хорошо себя чувствовать.
Габриэль Палмер в своей книге «Политика грудного вскармливания – когда грудь
плоха для бизнеса» утверждает: «Если женщина присоединяется к современной
индустриальной экономике, она должна выглядеть как мужчина, и само собой разумеется,
что она должна адаптироваться к этой норме…женщины должны доказать, что они не хуже
мужчин, однако до сих пор мужчинам не приходилось доказывать, что они не хуже
женщин»5.
Почему? Феминизм определенно не об установлении «женского патриархата».
Помимо сексуальности между всеми нами есть различия, будучи индивидуумами, мы не
всегда укладываемся в установленные нормы. Феминизм стремится к равенству, равным
правам и возможностям, женщины должны быть не выше или ниже мужчин, а на равных.
Речь не о том, чтобы сделать из женщины мужчину.
Оказывают ли грудное вскармливание и его поддержка негативное влияние на
равенство женщин в обществе?
Возвращаясь к статье, упомянутой в начале, автор, чьим детям уже по 18, пишет: «Я
была феминисткой уже тогда, и даже тогда я не понимала, почему я должна месяцами
засовывать грудь в рот своим детям, и я никогда не понимала, почему так много других
женщин-феминисток кормят грудью своих младенцев с таким религиозным рвением,
лишая таким образом своих партнеров возможности на равных участвовать в базовой
заботе об их детях»1.
В статьях, подкастах и колонках такого плана, родительство и связь родителя и
ребенка сводятся исключительно к процессу кормления. Родителям говорят, что грудные
дети больше привязаны к матерям, что кормящие матери меньше спят и постоянно
измучены. Решение кормить грудью – эгоистичный выбор женщины, чтобы исключить
мужчину. У читателя вольно или невольно создается впечатление, что кормление грудью или грудным молоком – слишком трудозатратно и ограничивающе. Именно это лишает нас эмансипации: фактор, который спускает нас как женщин до нашего естественного
состояния.
Французский философ Элизабет Бадинтер сетует на массовое использование
чувства вины. Она считает директиву ЕС 1998 года, которая запрещает не только рекламу заменителей грудного молока, но и распространение бесплатных образцов в роддомах, а также рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию (исключительно грудное вскармливание в течение 6 месяцев и продолжение грудного вскармливания до 2 лет с
прикормом) тревожным знаком, который возвращает нас во времена наших бабушек6.
Однако, следует также знать, что PR и рекламное агентство Элизабет Бадинтер насчитывает по крайней мере трех крупнейших производителей детского питания, перечисленных в числе ее самых прибыльных и богатых клиентов.

Несомненно, все авторы и спикеры приносят свои собственные истории. Однако
невозможно сделать выводы из их краткого интеллектуального вклада о том, как на этих
людях отразился их опыт и какое направление он задал, даже если они позволяют нам
принять в этом участие. На самом деле для этой темы характерны субъективные мнения, в
которых не всегда есть место для объективности.

Грудное вскармливание с точки зрения прав человека

На протяжении столетий многие великие активисты боролись за право женщин на
самоопределение их собственного тела и жизни. Во многих странах все еще не является
само собой разумеющимся наличие доступа у женщин к подходящим средствам
контрацепции, или что аборт может производиться безнаказанно, не говоря уже о
калечащих операциях на половых органах. Миллионы людей, использующих хэштег #metoo,
показывают, что в западном мире все еще существует огромная потребность в действиях.
Именно поэтому важно отметить, что женщины и родители также имеют право на
получение объективной информации о питании детей грудного и раннего возраста без
коммерческого влияния. Важность грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка
значима даже в благоприятных социально-экономических условиях. Информирование об
этом и получение соответствующей поддержки гарантирует соблюдение права на
здоровье. В западных странах вклад в здоровье матерей даже больший, чем у детей –
профилактика рака груди, диабета, гипертонии и другое8. В 2016 году специальные
докладчики ООН по праву на питание и праву на здоровье, Рабочая группа по
дискриминации женщин и Комитет по правам ребенка опубликовали совместное
заявление. Первое предложение этого заявления звучит так: «Грудное вскармливание –
проблема прав человека, как для ребенка, так и для матери»9,10.
Случаи и смерти на 100 000 рождений, которых можно избежать с помощью оптимального грудного вскармливания.

Источник: Bartick, MC, Schwarz, EB, Green, BD et al.: Suboptimal Breastfeeding in the United States: Maternal and pediatric health outcomes and
costs. Maternal & Child Nutrition 2016; 1-13
Практический опыт матерей и отцов
Часто именно женщины, еще не кормившие грудью или кормившие в течение
небольшого периода времени, ассоциируют грудное вскармливание с дефицитом
времени, ограничениями личной свободы и сокращением времени для двоих в
родительской паре.
Те, у кого есть положительный опыт, неважно, насколько продолжительный, и была ли
у них хорошая поддержка, также описывают это, но они чувствуют гордость, смелость,
любовь, и описывают грудное вскармливание как уникальный освобождающий опыт, от
которого они бы не отказались, несмотря на возможные трудности. Они осознают свою
природную женственность, расширение прав и возможностей и укрепление своей
женской природы. Но действительно ли на кону стоит вопрос о типе вскармливания? Разве
это не проблема реорганизации семьи и самого родительства?
Притесняем ли мы отцов в возможности выстроить позитивные взаимоотношения с
детьми тем, что только мать может обеспечить ребенка питанием при грудном
Болезнь Число предотвращенных случаев
Лейкемия 9
Средний отит 30,182
Болезнь Крона 7
Язвенный колит 7
Желудочнокишечные инфекции 128,316
Бронхит и пневмония 1,048
Некротизирующий энтероколит 68
Ожирение 2,272
СВДС 25
Болезнь Число предотвращенных случаев
Рак груди 252
Диабет 618
Гипертония 1,805
Сердечный приступ 426
131 преждевременная
смерть матерей
36 преждевременных
смертей младенцев

Грудное вскармливание оказывает влияние на привязанность, но это не
единственный фактор. День семьи длится 24 часа: есть множество ситуаций, в которых
отец/ партнер или другой важный взрослый, заботящийся о ребенке, может и должен
выстраивать привязанность с ребенком.
Взаимодействие ребенка и родителя приводит к выработке окситоцина, который
положительно влияет на привязанность, здоровье и грудное вскармливание.
Зачастую за желанием кормить из бутылки скрывается больше, чем просто желание
свободы. В моей практике консультанта по грудному вскармливанию женщина редко
раскрывает всю свою историю на первой встрече. Но, как и в случае с женщиной, которая
хочет кормить грудью или грудным молоком, женщина, которая хочет кормить смесью,
имеет право на информацию и уважение, и ей часто может потребоваться чуть больше
сочувствия. В начале моей карьеры я встретила женщину, которая кормила ребенка
смесью и категорически не хотела прикладывать ребенка к груди из-за сильной боли,
сопровождавшей ее первые попытки кормлений. В ходе разговора, в котором она
переоценила свои переживания, через некоторое время она застенчиво поделилась, что
проблема скорее в тревоге, чем в боли. Что-то щелкнуло в моей голове, и я поняла, что
тактичность и чуткость в данной ситуации будут нелишними. Потребовалось время, чтобы эта женщина, которая казалась мне сильной и уверенной в себе, смогла довериться мне, почти незнакомому человеку, и поделиться о том, что было причиной этого беспокойства. Как
развивался бы этот разговор, если бы я не проявила эмпатии и уважения в начале? Тем не
менее, она с самого начала получила факты, научную информацию и практические
советы по кормлению ребенка смесью, но без обвинений в свой адрес – она уже приняла
сознательное решение. Она вступила в материнство проинформированной и пыталась
кормить ребенка своим молоком. Оглядываясь назад, я думаю, что встреча со мной была
не только для дополнения и обсуждения ее знаний, но и являлась частью процесса принятия информированных, самостоятельных решений.
Лично я не встречаю женщин, которые независимо приняли решение кормить
смесью и счастливы с ним с самого начала. Множество женщин, с которыми я общалась,
жаловались, что грудное вскармливание не получалось, их тела не могли производить
достаточно молока, и они не получали адекватную поддержку – женщины, которые пытаются
смириться с докормом и испытывают горе, давая бутылку. Почему эти матери не получили
поддержку, которая им была необходима для успешного налаживания кормления грудью
своевременно? Даже если грудное вскармливание не складывается или не желаемо,
матерям нужна информация и рекомендации, которые помогут им разобраться в своих
решениях. Или могло ли быть так, что такого рода помощь не предлагалась из-за опасений,
что это может вызвать чувство вины у матери, если она в конце концов решит кормить
детской смесью?
Может показаться, что общество ожидает, что ребенка будут кормить грудью до
определенного возраста. Однако, после определенного возраста, кормление грудью
осуждается. Вначале всех женщин, независимо от того, кормят они грудью или нет,
спрашивают, кормят ли они грудью и хватает ли молока. Но внезапно, к четвертому месяцу,
все чаще появляются вопросы о введении прикорма и приучении к бутылке, а вопросы
почему мать не кормит, возникают реже или не задаются вообще. Каждый раз я снова
сталкиваюсь с тем, что чем ближе к первому дню рождения, тем более ожидается, что
подросшие дети будут есть за семейным столом и не будут кормиться грудью, хотя
кормление последующей смесью считается приемлемым несколько дольше. Тем не
менее, как только младенцы становятся более подвижными, кормление в общественных
местах становится все менее комфортным как для кормящих грудью матерей, так и для
кормящих смесями, поскольку вопросы становятся все более нескромными. Что наше
общество ожидает от женщин и их детей? С одной стороны, женщины должны испытывать
сильное желание кормить грудью еще с беременности, и кормить любой ценой после
рождения ребенка, и с другой стороны, если женщина решает продолжить грудное
вскармливание далее, считается, что что-то пошло не так, и она просто не может отделить
от себя ребенка. Если женщина кормит из бутылки с рождения, ее жалеют, и она чувствует
себя виноватой, но затем, с какого-то момента это становится нормальным. Не важно, что
делает женщина, она всегда неправа. Кажется, что на каждого защитника десять
оппонентов. Собственные желания женщины и ее самоопределение не важны, важны
только социальные ожидания.

Расширение возможностей женщин и семей
Даже для профессионалов важно помнить, что, хотя наш личный опыт важен для
нашего развития и работы, он не может служить руководством для родителей. Это может
стать камнем преткновения, который приведет нас и других людей к падению. Вина и стыд –
это НЕ то, к чему мы стремимся, а, скорее, наша цель – компетентные и хорошо
информированные родители, которые могут окунуться в неизведанное. Самоопределение
и самореализация – вот к чему люди стремятся. Поддержка грудного вскармливания,
сознательно свободная от стыда, вины и раскаяния, способна расширить возможности
женщин. «На практике это означает, что все женщины должны иметь доступ к мерам по
поддержке грудного вскармливания, включая группы поддержки от матери к матери и
постоянную помощь. Женщин, которые прекращают кормить грудью раньше, чем они
действительно этого хотят, следует поощрять и поддерживать в поиске причин, по которым
они прекратили кормление грудью. Эти знания могут помочь им принять тот факт, что
продолжительность грудного вскармливания была короче, чем ожидалось, уменьшить
чувство потери и неудачи и помочь им кормить грудью следующего ребенка дольше»8.
Важно сообщать о том, что смесь является лишь неполной копией оригинала, даже
если она соответствует стандартам качества. Как думающая, самоопределившаяся
женщина, я также имею право знать это и быть информированной – без осуждения и
сочувствия.

Заключение

Феминизм и продвижение грудного вскармливания – это две вещи, которые
определенно идут рука об руку. Поддерживая матерей и семьи, мы поддерживаем права
женщин. Поддержка грудного вскармливания расширяет возможности женщин и позволяет
им получать правильную информацию. Иногда, чтобы иметь возможность летать, нужен ктото, кто даст тебе крылья. Укрепляя связь матери и ребенка, мы можем освободить и сделать
здоровее все наше общество. Как женщина, у меня есть возможность самоопределения и
свободного выбора – грудное молоко и грудное вскармливание делает меня независимой
и свободной, но даже если не получается, или я не хочу кормить грудью, я хочу иметь право
на качественное информирование о том, что будет, и как я могу кормить ребенка и
общаться с ним. Для меня наиболее важно, что я дистанцируюсь от своего собственного
опыта и истории, так что могу подходить к этому объективно и предлагать
профессиональную поддержку и совет. Никто не может встать на мое место, это не важно,
потому что цель – сделать семью сильнее, обеспечить знаниями и вместе с тем свободой
информированного выбора.
1] Knecht Doris, Lasst euch das nicht mehr gefallen. Falter 33/20, 12.08.2020
› [2] Hall Smith Paige, „Is it just so my right“ Women repossessing breastfeeding. Int. Breastfeed J. 2008
› [3] www.duden.de/rechtschreibung/ Feminismus; visited on 15.10. 2020
› [4] Becker Ruth, Kortendiek Beate, Thiessen Barbara (Hsg.); Feminismus: Differenzen und Kontroversen. Handbuch
Frauenund Geschlechterforschung. S.38
› [5] Palmer Gabrielle, The Politics of Breastfeeding – When breasts are bad for business, Ausgabe 2009
› [6] Sandberg B. „Frauen sind keine Schimpansen“, www.spiegel.de/spiegel/a-713292.html ; visited on 15.10. 2020
› [7] Meister Martina, Feministin fatale. Frankfurter Rundschau, www.fr.de/panorama/feministinfatale-11693731.html ; visited
on 15. 10. 2020
› [8] Bigi Alessia, Stillen aus Menschenrechtsperspektive. Laktation & Stillen 2 2018
› [9] United Nations Human Rights, Joint statement by the UN Special Rapporteurs on the Right to Food, Right to Health, the
Working Group on Discrimination against Women in law and in practice, and the Committee on the Rights of the Child in
support of increased efforts to promote, support and protect breastfeeding
www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=20871 visited on 15.10. 2020